«Два дня ноги горели». Белорус съездил из Минска в Вильнюс на велосипеде – спросили его о впечатлениях
10.08.2023 в 20:07, Blizko.by
Хочет еще.
Привередливые боги заграничных поездок осложнили привычные для многих белорусов закупы в Белостоке, выходные в Вильнюсе и, кажется, не собираются останавливаться. Но любителей путешествий такие пустяки не пугают. Об этом история нашего героя: пары сотен рублей, прокатного велосипеда и желания ему хватило, чтобы провести уикенд в столице соседней страны.
«Ехать полный путь было бы слишком»
Георгию 21 год, он работает в IT, занимается автоматизацией тестирования. В свободное время парень путешествует (посетил 28 стран) и не забывает рассказывать об этом в
телеграм-канале (чуть меньше 100 подписчиков) и
TikTok (более двух тысяч фолловеров). До недавнего времени его видео не набирали больше 30 тысяч просмотров, но история о поездке из Минска в Вильнюс на велосипеде принесла более полумиллиона зрителей.
«На самом деле, мне просто было скучно, – признается парень. – Я очень люблю путешествовать и был во многих странах: лишь за последний год примерно в 10. Захотелось куда-то поехать на выходные. Дешевых билетов на самолет не нашел, поэтому решил устроить себе двухдневную поездку в Вильнюс на велосипеде.
На велике редко куда-то езжу. В родном Гомеле, где живу с родителями, у меня есть велосипед, но в Минске его нет, поэтому там почти не катаюсь. В этот раз я взял железного «коня» на прокат – и это была моя первая большая дистанция года за два. До этого мой веломаксимум был из Гомеля в Туров два года назад. Ехали мы около дня (расстояние между городами примерно 260 км. – Blizko.by)».
В этот раз расстояние составило куда меньше. Большую часть пути от Минска до Вильнюса Георгий преодолел на электричке. А путь от приграничного Гудогая до литовской столицы уже проделал на велосипеде – приложение для записи спортивных достижений оценивает маршрут в 44 километра.
«В электричке ехал, взяв двойной билет, – раскрывает карты велосипедист. – Отдал за него 10 рублей. По дороге в Вильнюс поднял велосипед на колесо и пристегнул на замок, а на обратном пути нашел место, где он никому не мешал.
Конечно, были мысли проехать полный маршрут, а не с помощью электрички. Об этом мне писали и в комментариях в TikTok. Но я исходил из своих сил: понял, что преодолеть полный путь было бы слишком. Тем более у меня проблемы с сердцем, так что точно умер бы по дороге. Поэтому решил сократить маршрут на две трети: до Гудогая добрался по железной дороге, а от границы до Вильнюса уже ехал сам.
Также хотелось показать: это возможно. Подтвердить самому себе и другим людям. Многие не подозревают, что границу с Литвой можно пройти на велосипеде – люди стоят в очередях по несколько часов. Например, от Гудогая до Вильнюса можно проехать быстрее, чем на машине, поскольку на авто вы теряете время в очереди на пункте пропуска».
«Пограничник пропустил с условием, что куплю жилетку»
Границу путешественник прошел очень быстро. Тратить несколько часов выходного дня на очередь ему не пришлось.
«Белорусские пограничники в «Лоше» вообще ничего не спрашивали. Я просто остановился возле шлагбаума – через пару минут его открыли, и проехал на сам пункт пропуска. Там проверяли автомобили – мне сказали подождать. Минут через 10 попросили подойти и показать паспорт. У меня быстро посмотрели рюкзак и выпустили – поехал на литовский «Шумскас».
С литовскими пограничниками тоже прошло очень быстро. Процедура та же: открыли шлагбаум, а потом проверили документы. До поездки я ничего не гуглил о прохождении границы с велосипедом. Как оказалось, обязательно должен быть светоотражающий жилет либо катафоты. Ни того, ни другого у меня не было. Литовский пограничник сказал, что из-за этого вправе не впустить меня в страну. Я объяснил, что не знал об этом, и пообещал купить эту жилетку в Шумскасе. Он меня пропустил с условием, что куплю ее. И пообещал: «Завтра на обратном пути я ее у тебя проверю».
Жилетку в итоге купил за три евро в строительном магазине. На обратном пути уже ехал в ней. Как оказалось, на дорогах Литвы действительно штрафуют за ее отсутствие. Я думал, только вечером и ночью, но она должна быть и днем. Выписывают штраф около 100 евро.
На самом деле, велосипедистов на границе хватает. Очень много людей из расположенных рядом деревень Шумскас и Гейбуляй: они ездят в Беларусь за продуктами, поскольку у нас дешевле раза в два-три. По дороге назад видел женщин лет 40-50 на легендарных «Аистах». По ним видно, что они из ближайших деревень и далеко не поедут: закупятся – и обратно.
Литовцев на велосипедах много, а вот белорусов… По дороге в Вильнюс за полчаса в пунктах пропуска я вообще был один: никто из наших велосипедистов не подъехал. А на обратном пути со мной на электричку ехал мужчина. Он в Литве закупался: вез с собой рюкзаки.
Разницу в дорогах я не особо почувствовал. С обеих сторон ямок не было – ехалось мне нормально. Отличий в манере вождения автомобилистов тоже не заметил. Немного другие дорожные знаки, но это ведь Евросоюз».
«Понял, что ехать по такой погоде будет опасно для здоровья»
В Вильнюсе Георгий погулял со знакомым, у которого и остался на ночь. На следующий день в городе шел дождь, но неважная погода не удержала белоруса от велопрогулки. С помощью двухколесного спутника парень осмотрел достопримечательности, а в два часа дня двинулся в обратный путь.
«Велодорожки в литовской столице гораздо лучше, чем в Минске. Они, во-первых, больше. Наша главная велодорожка, на Немиге, грубо говоря, начинается из ниоткуда и идет вникуда. В Вильнюсе же все они как-то связаны между собой. По старому городу, не съезжая с нее, можно добраться в даунтаун, а оттуда же, к примеру, в торговый центр «Акрополис».
Еще в Минске пешеходы спокойно передвигаются по велодорожкам. В Вильнюсе же такого нет: там c этим строго. Но нужно отметить, что и трафика больше: у нас все-таки не так много людей пересаживается на велосипеды.
Когда пришло время возвращаться, все еще шел очень сильный дождь. Я понял, что ехать по такой погоде будет просто опасно для здоровья. Тем более начались проблемы с тормозами. Искал варианты маршрута и выяснил, что можно доехать на электричке до приграничной деревни Кальвеляй. Билет стоил 2,80 евро. Оттуда уже сам ехал до Гудогая. В целом велосипедная часть маршрута составила около 25 километров
Литовский поезд электричкой можно назвать условно: это «Штадлер». Ручную кладь в нем разрешено провозить бесплатно – даже за велосипед мне не пришлось ничего платить. Есть специальные места, куда я его и поставил. Там же, например, мамы могут «припарковать» коляску.
Значительную часть обратного пути заняло ожидание транспорта до Минска. Часа за два добрался до Гудогая и примерно столько же ждал электричку. Она, по-моему, ходит раза четыре в день. Литовская и белорусская не совпадали, поэтому так и вышло».
Дешевле и быстрее
Наш герой не прочь повторить свое путешествие, но отмечает: совсем скоро маршрут может усложниться. Пункт пропуска «Шумскас» («Лоша с белорусской стороны), через который ехал Георгий, литовцы планируют закрыть с 15 августа.
«Придется ехать через «Каменный Лог», а оттуда – около 35-40 километров до Вильнюса. В целом выйдет примерно 60. Хватит ли у меня сил на такую поездку? Думаю, да. Ноги уже натренированы :). Возможно, в сентябре еще раз съезжу. Не проблема, что «Шумскас» закрывают – переживем. На самом деле, куда больше трудностей от закрытия КПП будет для жителей литовских приграничных деревень. Некоторые из них часто ездят в Беларусь – сейчас им станет тяжелее.
Нельзя сказать однозначно, что поездка на велосипеде во всех случаях превзойдет автомобиль. Зависит от границы. Сейчас «Шумскас» закроют – очередь увеличится и на «Каменном Логе», и на «Котловке». Если сейчас в очереди стоят два-четыре часа, то вскоре, думаю, будут по четыре-шесть. Конечно, в таком случае лучше ехать на велике. Да, нужно потерпеть три часа в медленной электричке. Зато потом не придется долго стоять в очереди, где нет даже туалетов: ты сам себе хозяин.
Другие страны? Да, я думал об этом. Но польскую границу на велосипеде пересекать нельзя (пункт пропуска «Бобровники», где это можно было сделать, закрыли. – Blizko.by). С Латвией же проблематично по логистике. На электричках до того же Браслава, откуда недалеко до границы, не добраться. Нужно ехать до Витебска либо проделывать весь путь на велосипеде. Последнее займет дня три. Учитывая работу, вписать это в график сложно.
Если говорить о тратах, то электрички от Минска до Гудогая и обратно обошлись мне в 20 рублей. Аренда велосипеда стоила 40. Итого 60. Еще 2,8 евро ушло на «Штадлер» до Кальвеляя. Это выходит дешевле автобуса, на который я бы потратил рублей 100-150. В Вильнюсе же тратился в основном на еду. Цены там, конечно, раза в два больше белорусских».
«Два дня просто отходил»
Георгий уверен: стереотип об айтишниках-планктонах остался в 2000-х. Его коллеги были не против велотура, но в этот раз у них не получилось.
«В нулевые реально было мнение, что все программисты – суровые мужики в толстовках, которые сидят на диване и никуда не ходят. Но все меняется. Каждый третий уже задумывается о том, чтобы пойти на IT-курсы. Пока что никто из моих знакомых такие велотуры не пробовал. Я звал пару коллег, но у них не получилось, поэтому решил поехать один. На самом деле, очень многие айтишники занимаются спортом, ходят в тренажерные залы, устраивают сплавы на байдарках.
У меня после поездки с непривычки болели ноги: все-таки давно столько не ездил. Два дня просто отходил, а ноги горели. В интернете прочитал о горячих ваннах для – и они мне очень помогли. Нужно делать своего рода горячий душ для ног, лить почти кипяток на игры и ляжки – и они восстанавливаются. На третий день было легче.
Вообще, скажу, что главное ничего не бояться: все страхи только у нас в голове. Нужно составить четкий план, расписать все по шагам. Главное – очень большое желание. Не будет его – никуда не поедете. А если сильно захотеть, все можно сделать».
Фото: t.me/justgzov