На выставке «Беларусь интеллектуальная» представитель НАН заявил, что белорусские ученые разработали уникальный натрий-графеновый накопитель энергии для электротранспорта.
На полях проходящей в Минске выставки «Беларусь интеллектуальная» генеральный директор НПЦ Национальной академии наук Беларуси по материаловедению Валерий Федосюк рассказал о том, что белорусские ученые совершили научный прорыв, создав уникальный аккумулятор, позволяющий работать электромобилям без использования дорогостоящего лития.
Отметим, что цена лития за два года взлетела в 11 раз! А одним из основных его поставщиков на мировой рынок является Зимбабве, с которой у Беларуси в последние годы налаживаются хорошие экономические и политические связи.
1 января власти этой африканской страны сделали общемировой новогодний подарок, - Зимбабве запретило экспорт лития. Как сообщило агентство Reuters, правительство страны заявило, что теряет 1,7 млрд евро из-за экспорта его в качестве сырья, а не переработки.
Зимбабве обладает одними из крупнейших в мире запасов лития, которые важны для развития зеленой энергетики, и в частности – для аккумуляторов электромобилей.
А этом фоне разработка белорусских ученых очень важна и перспективна.
«Есть первый прототип белорусской батареи на натрии. Это очень важная и нужная для страны инновационная разработка. Мы достигли примерно таких же параметров, как у литиевых батарей, - привела слова Федосюка БЕЛТА.
По словам гендиректора НПЦ по материаловедению, по оценке создателей альтернативного аккумулятора, теоретически на натрии можно обеспечить мощность, емкость и прочие необходимые параметры в 2,5-3 раза выше по сравнению с литием.
«Думаю, когда мы отладим технологию, так и получится. И на следующей выставке мы покажем более совершенную батарею», - пообещал Валерий Федосюк.
Важна и экономическая составляющая, - цена нового накопителя на порядок ниже, чем у литиевых батарей. К тотму же она помножена на геологоразведочную: «Литий дорогой, месторождений мало, на всех его не хватит. А натрий есть в Беларуси. Для нас важно использовать отечественное сырье. Помимо натрия, в батарее есть аммиак, который тоже у нас производится, а также графен - модификация, которую мы получаем из закупаемого в России дешевого графита», - отметил гендиректор НПЦ.
Как заявлено, новый накопитель энергии уже прошел «обкатку» на малом электротранспорте. Следующая задача – создание батарея побольше, для электромобилей.
Нельзя не сказать, что (по словам Федосюка) никто в мире еще не сделал работающий прототип натриевых батарей, а у белорусских ученых получилось.
«Наша задача - многократно проверить технологию на батареях разной мощности, на разной технике, и после этого будем с Минпромом искать инвесторов и думать, как организовать сначала мелкосерийное, а потом уже более серьезное производство», - поделился планами о захвате рынка аккумуляторов Валерий Федосюк.
Фото: БЕЛТА. На выставке «Беларусь интеллектуальная». Снимок носит иллюстративный характер