У автомобилистов остался всего месяц, чтобы сменить шины на зимние. С этого года ПДД ужесточили, и теперь «всесезонки» под запретом. Что именно можно «обувать», когда лучше это сделать и где именно — Blizko.by рассказывает все подробности.
Дорожные законы Беларуси четко говорят, когда на автомобилях должны быть установлены зимние шины. Так, и ПДД Беларуси (пункт 2071), и Техрегламент Таможенного Союза (приложение 8) указывают, что зимние шины должны стоять с 1 декабря по 1 марта.
Как мы уже говорили, теперь всесезонные шины в стране под запретом. Blizko.by рассказывал, что запретить ездить зимой на «всесезонках» задумали еще ранней весной. И в новой редакции ПДД, часть пунктов которых вступила в силу с 1 сентября, такая норма теперь жестко закреплена.
При этом в ПДД не сказано «всесезонные шины использовать не допускается», в правилах вообще нет ни слова про «всесезонки». Но четко указано, с какой маркировкой на покрышках можно ездить зимой, а с какой нельзя.
В прежней версии ПДД говорилось, что можно использовать как настоящие зимние шины, так и те, что относятся к всесезонным.
«Зимние шины механических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри нее либо знаками «М+S», «M&S», «M.S», «M S» или «All seasons», во время эксплуатации на указанном покрытии имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 4 мм».
Буквы M и S в разных сочетаниях означают Mud and Snow — «грязь и снег». А «All Seasons» — это «все сезоны», так же как и просто буквы AS, либо пометки 4 Seasons или знак 4S («четыре сезона»), All Weather или буквы AW («любая погода»).
Теперь в ПДД заменили это «либо» на «и», и пункт 25 главы 5 «Колеса и шины» звучит так:
«Зимние шины механических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированные знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее и одним из знаков «M+S», «M&S», «M S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации имеют остаточную глубину рисунка протектора менее 4 мм».
Знак в виде горной вершины с тремя пиками еще называют сложной аббревиатурой 3PMSF (что означает Three-Peak Mountain SnowFlake, или буквально «гора с тремя пиками и снежинкой») либо просто «альпийским знаком». Этот значок — свидетельство прохождения сертификации, доказательство того, что шина прошла специальные тесты на ускорение, на торможение и на тяговое усилие в зимних условиях. Знак этот существует только в одном-единственном варианте и одинаков для всех производителей, которые эту сертификацию прошли. Такой знака качества и соответствия, который понятен всем автомобилистам.
Часто горный знак и аббревиатуру M+S размещают рядышком, и по новым правилом надо, чтобы были нанесены оба этих обозначения — необязательно рядом, но обязательно оба.
Вот это — настоящая зимняя шина.
Если же вы видите значок в виде горной вершины лишь с одним или двумя пиками, или без снежинки внутри, или одинокую снежинку, или пиктограммы с кленовыми листьями, зонтом, каплями, или снежинки, раскиданные по боковой поверхности покрышки, — то это всего лишь маркетинговый ход, который не имеет ничего общего с сертификацией. Такие шины — не зимние!
Вот на таких покрышках теперь в Беларуси ездить зимой нельзя.
Таким образом, всесезонные шины теперь нельзя использовать для езды с декабря по март. Нужно, чтобы зимой на покрышках обязательно был «альпийский знак» с аббревиатурами. Но на «всесезонках» можно ездить в другое время: например, поздней осенью или ранней весной, если погода позволяет.
Да, можно, но только в двух случаях.
Но если говорить про легковушки, или грузопассажирские машины массой до 3,5 тонны, или автобусы массой до 5 тонн (то есть, про подавляющее большинство всех машин, что встречаются в городе), — то зимние шины обязательны.
Наконец, не менять шины можно в том случае, если вы не будете ездить на машине до весны. Припаркованный автомобиль участником дорожного движения не является.
Ставить шипованные шины в Беларуси можно, но только не в летний период. Они особенно полезны в условиях гололеда и сильного снега, обеспечивая лучшее сцепление на обледенелых дорогах. При этом шипованные шины быстрее изнашивают дорожное покрытие и шумят, а на голом асфальте — хуже тормозят.
Из правил: шипованные шины надо ставить на все оси транспортного средства. Если ставить шипы не на все колёса — это может привести к несимметричной управляемости.
В сети автосервисов TEXX Service рассказали Blizko.by, что для «переобувки» не стоит ждать именно наступления календарной зимы, как это прописано в ПДД.
— Практическое правило такое: переобуваться, когда среднесуточная температура стабильно опускается ниже +5…+7°C. При таких температурах летняя резина уже теряет эластичность и сцепление, а зимняя работает заметно лучше. Также ориентируйтесь на прогноз погоды и состояние дорог: первый снег, лед, гололёд — повод поменять шины сразу, даже если днём ещё тепло.
А чтобы избежать очередей, лучше приходите за 1–2 недели до ожидаемого похолодания, оптимально — в середине-конце октября или в начале ноября.
Стоимость «переобувки» зависит от нескольких параметров, в первую очередь — от размера шин и от размера автомобиля. Снять-установить большое колесо стоит больше, чем маленькое; а «переобуть» микроавтобус стоит дороже, чем легковушку. Это логично: чем больше диаметр колеса — тем оно больше и тяжелее, и значит, тем больше усилий надо прилагать для снятия-надевания и разбортирования.
Полная замена резины состоит из следующих шагов:
В TEXX Service рассказывают Blizko.by:
— Для легкового автомобиля быстрая замена «колёса на колёса» (без полной балансировки) занимает 20–40 минут. При предварительной записи и хорошем оборудовании можно уложиться в 15–30 минут. «Переобувка» с полноценной балансировкой всех 4 колёс занимает 40–90 минут.
Для микроавтобуса время увеличивается: замена + балансировка займет от 1 до 2 часов — в зависимости от размера дисков, наличия двойных колёс, сложности доступа и загруженности сервиса.
Для легковушек расценки такие. Снятие и установка колеса, а также демонтаж покрышки и обратный монтаж стоят от 3-4 рублей за маленькие колеса до 6-8 рублей за большие. Зачистка от грязи и ржавчины — около 3 рублей, накачка — 1-2 рубля, герметизация — 2,5-3 рубля, балансировка — 3-7 рублей (плюс 2-5 рублей за груз). У внедорожников и минивэнов эти расценки могут быть на 20-25 процентов выше, чем у легковушки.
В сети шиномонтажа Zima&Leto рассказали, что снятие/установка/демонтаж/монтаж для колеса диаметром R13 стоит по 3 рубля за операцию, для «семнашки» — по 4,25 рубля, для R22 — по 7 рублей. Цена за комплекс одного колеса — от 15 рублей для R13 до 35 рублей за R22, а комплекс всех четырех колес потянет на 60 рублей для R13, 85 рублей для R17 и 140 рублей для R22.
В конце осени некоторые шиномонтажи предлагают сезонные скидки, и сменить резину можно на 25-40% дешевле, чем обычно.
В каталоге Blizko.by собраны десятки шиномонтажей по всему Минску и в ближних пригородах. Удобные фильтры позволяют найти ближайший в заданном районе или к определенной станции метро, подобрать шиномонтаж по перечню выполняемых услуг, а также узнать, какие из них сейчас проводят скидки.
Вот несколько заслуживающих доверия компаний в Минске, которые предоставляют услуги по смене шин.
Помимо шиномонтажа, тут выполняют широкий спектр других авторемонтных работ: компьютерная диагностика; замена масел и технических жидкостей; замена топливных фильтров; ремонт подвески; замена тормозных колодок и тормозных дисков, шаровых опор; замена рулевых тяг и наконечников; развал-схождение. А также производят обслуживание автомобилей китайских брендов.
Вся необходимая для клиентов информация собрана здесь.
«Зималето» выполняет не только шиномонтаж и балансировку, но также правку и раскатку литых дисков, ремонт проколов и порезов, чистку от коррозии, сварку аргоном, обработку графитной смазкой, покраску дисков и другие виды работ. На услуги шиномонтажа действует скидка 15% при использовании кодового слова "БЛИЗКО".
Полный список услуг и цены собраны на этой странице.
Можно. Для этого существует мобильный шиномонтаж, он же выездной или передвижной шиномонтаж. Приедет фургончик, начиненный всеми необходимыми инструментами, снимет летние колеса, поставит зимние, отбалансирует.
В компании «Мобильный шиномонтаж» рассказали Blizko.by, кому может понадобиться такой выездной сервис:
— Если вы пробили шину в дороге и вам необходим срочный ремонт, или вы просто не хотите стоять в очередях на шиномонтаж и тратить свое время, — позвоните в передвижной шиномонтаж. Оборудование в мобильном шиномонтаже ничем не отличается от стационарного: выездной шиномонтаж полностью оборудован для сезонной замены шин или их ремонта. На нашем мобильном шиномонтаже нет никаких ограничений по типу автомобиля или размеру шин. Обслуживаем легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, спецтехнику с диаметром шин до 42 дюймов.
Машина выездного шиномонтажа приезжает через 20-30 минут после вызова. Сам по себе факт выезда стоит от 20-30 рублей днем до 30-40 рублей ночью (да: службы мобильного шиномонтажа, как и службы эвакуации, работают круглосуточно), выезд за МКАД — еще плюс 2-2,2 рубля за километр в каждую сторону. Остальные расценки примерно соответствуют ценам в стационарном шиномонтаже. Чем больше ваша машина и, соответственно, диаметр колес — тем дороже. А если вы меняете шины сразу на нескольких машинах (например, сговорились с соседями по подъезду), — то выезд будет бесплатным. А при «переобувке» от четырех машин еще и приятную скидку сделают.
Круглосуточная служба выездного шиномонтажа в Минске, которая занимается обслуживанием автомобилей, мотоциклов, квадроциклов, скутеров и спецтехники. «Переобуют» даже бульдозер или комбайн. Время в дороге занимает в среднем не более 20 минут, компания готова ехать и за МКАД. При замене шин на трех и более автомобилях — выезд бесплатный, а если надо обслужить от четырех машин, то клиенту дадут скидку в 5-10%. Сервис работает и с юридическими лицами и обслуживает автопарки организаций.
Подробности и цены смотрите на этой странице.
Круглосуточный шиномонтаж приезжает к заказчику в пределах МКАД в течение 20-30 минут после вызова (также может приехать и далеко за город по Минскому району). Сотрудники проведут диагностику и ремонт колеса, в том числе «вылечат» сложные боковые порезы, заменят шины, становят либо заменят датчики давления в шинах, дадут «прикурить» автомобилю, подвезут топливо в канистре. Клиент может «переобуть» машину, не потратив ни минуты личного времени: работники сервиса сменят шины без участия владельца или подготовят авто к приезду хозяина. Кроме того, компания возьмет шины на хранение.
Более подробно про услуги и цены читайте здесь.
Как мы отметили, на «всесезонках» можно докатать до конца осени. А что с ними делать потом? Можно «обуть» их снова по весне, если погодные условия уже позволяют, а свои летние покрышки вы списали в утиль и еще не купили новые. Правда, «переобуваться» по три раза в год не очень удобно, так что лучше подыскать всесезонным шинам другой вариант. Какой? В TEXX Service подсказывают:
— Можно использовать как запасное колесо (выше мы отмечали, что ПДД позволяет это делать); можно поставить на прицеп. Как вариант: продать или отдать. Продажи «бэушных» шин через доски объявлений и шинные сообщества очень распространены: на покрышки в хорошем состоянии всегда есть спрос.
Но пока вы еще не придумали, как поступить с ненужными покрышками, вам надо сначала решить, где их хранить. Многие хранят у себя на балконе, или в гараже, или в подземном паркинге под домом. Кто-то считает, что это удобно, кто-то так поступает от безысходности и отсутствия альтернатив.
Между тем, некоторые СТО предоставляют такую услугу: хранение ваших шин после «переобувки». Но что делать, если СТО, где вы меняли летние шины на зимние, такой услуги не имеет? Или если вы сами у себя во дворе сменили колеса — куда девать временно ненужные? Для этого существуют так называемые «шинные отели»: компании, которые не занимаются сменой колес и разбортированием шин, а просто хранят ваши колеса и покрышки. Курьер приедет, увезет ваши ненужные шины на склад, а когда они вам снова понадобятся — привезет в любую точку города.
Компания Mashinka.by обеспечивает надежное сезонное хранение колес и шин. Договор заключается на 8 месяцев: это достаточный срок до следующего шиномонтажа. Выезд курьера бесплатный как для того, чтобы забрать ваши шины, так и для того, чтобы вернуть обратно. Причем привезти колеса он сможет в любую точку независимо от того, где забирал их, — за это доплачивать не надо. Цена за хранение в «шинном отеле» не зависит от размера покрышек и от того, сдаете ли вы только шины или колеса целиком. При хранении трех и более комплектов шин предоставляется скидка в 10%.
Более подробную информацию можно узнать вот здесь.
Кстати, перед наступлением холодов и зимы не забудьте вовремя сделать антикоррозионную обработку своему автомобилю.