Минчанин больше 25 лет делает предметы интерьера из дерева и продает их по всему миру: «За древесиной езжу специально в Сибирь»

13783
Анатолий Новиков больше 25 лет занимается художественной обработкой дерева. Мужчина рассказал Blizko.by, как увлекся работой с деревом, почему ездит в Сибирь за материалами, как реставрировал шкаф ХIХ века и из-за чего ему обидно за страну.

 
Работать с деревом я начал еще в раннем детстве. Мой отец занимался столярными делами. В те времена мебель купить было очень трудно, вот он ее и делал для нашей семьи и кое-что на продажу. А я, чем мог, помогал. Так и вышло, что отец пристрастил меня к работе с деревом. Кстати, если копнуть глубже в историю нашей семьи, знаю, что мой дед по линии матери был известным в деревне плотником: рубил дома, возводил другие постройки. Видимо, любовь к работе с деревом передалась мне по наследству.
 
Свои первые деревянные изделия я начал изготавливать в 5 лет. Это были простые деревянные игрушки. В подростковом возрасте уже сам собирал табуретки. А на трудах в школе без проблем справлялся с любой поставленной задачей. Я всегда был в передовых.

Вдохновение природой

Я мастер спорта СССР по туризму. Много ходил в различные походы: Заполярье, Урал, Сибирь, Камчатка, Якутия. Там видел прекрасные вещи, которых у нас не было. Бывало такое, что во время похода я находил кусок дерева и тащил его с собой. А когда возвращался домой, дорабатывал его и делал, например подсвечник. Все эти походы, природа, места и вдохновили меня заняться созданием художественной мебели и других необычных изделий.
 
 
До пенсии я работал инженером-строителем в Сибири. Рядом с микрорайоном, где жил, стояла тайга. В ней в полевых условиях я обустроил себе мастерскую. Разжигал костер, соорудил верстак и работал по выходным. Мне нравилось там проводить свободное время. Я мог приготовить шашлыки, пригласить друзей и одновременно работать с деревом. Было приятно совмещать полезное с приятным. В то время я делал люстры, подсвечники, стулья, панно, деревянные картины.
 
Первые мои работы не были идеальными, поскольку отсутствовал необходимый навык, да и с инструментами, зачастую, были проблемы. Это сейчас у меня есть просторная мастерская с различными станками и электроинструментами, а раньше такого удовольствия не было.

За материалом – в Сибирь

Мои изделия состоят из веток и капа. Кап – это такой большой нарост на дереве, в виде большой шишки, который возникает в результате какого-либо резкого изменения в развитии растения. Для меня, как творческого человека, это идеальный материал для работы. Во-первых, неправильное строение и перепутанность древесных волокон создают неповторимые рисунки на срезе. А во-вторых, из капа можно сделать огромный спектр деревянных изделий. Раньше русскими мастерами создавались настоящие произведения искусства, которые ценились очень высоко. Да и сегодня изделия из капа недешевые.
 
 
За материалом для работы я специально езжу в Сибирь. В тайге постоянно идет вырубка леса, поэтому ветки и кап там есть. Не то, что в Беларуси. У нас, к сожалению, подходящего материала для работы крайне мало. В Сибири огромный перепад температур (летом +35, зимой - 60), деревья в тайге имеют возраст несколько сотен лет, их ветви закручивает таким замысловатым образом, что диву даешься. Разве в Беларуси можно такое найти? Если даже и найдешь что-то подходящее, то без разрешения на спиливание дерева от лесхоза и специальной техники не обойтись. Это все довольно сложно. А в сибирской тайге мне помогают лесорубы.
 
Заготовленный с их помощью материал я вывожу в город, там его дорабатываю и потом отправляю по железной дороге домой. Кстати, в августе я планирую поехать в Сибирь снова: домашние заготовки уже заканчиваются.

Эксклюзивные подарки

 
Изготовление художественной мебели – это сложный и трудоемкий процесс. Например, на большое деревянное кресло, которое я сделал себе домой 20 лет назад, было потрачено два года. Сразу нужно было найти все необходимые элементы, потом их высушить и соединить воедино. Это долгий процесс. Также два года я делал большую деревянную люстру размером 3,5 х 1,6 метра. Это мое самое сложное изделие. Мало того, что саму люстру нужно было сделать, так еще и с электричеством разобраться и все провода правильно соединить. Это было не просто.
 
 
Сейчас я делаю разделочные доски, настенные и настольные часы, картины, светильники, шкатулки. Продаю через интернет, ярмарки и выставки. Кто-то покупает для себя, кто-то в качестве эксклюзивного подарка. География заказов обширна: мои работы есть в Беларуси, Америке, Англии, Франции, России, Германии, Чехии, Австрии, Индии, Китае.

Реставрация старинного шкафа

Помимо изготовления мебели, я также занимаюсь реставрацией. Сейчас многие предпочитают выбрасывать старые вещи. Мол, проще купить новый дешевый предмет. Но я считаю, что если вещь ценная, то лучше восстановить ее. Да и раньше мебель была намного качественнее, не то, что сейчас – все «одноразовое».
 
Первым я восстанавливал старый стул, которому было около 80 лет. Меня попросил сосед. Было тяжело. Придать предмету «новую жизнь» - это кропотливый труд, требующий терпения, изучения литературы и определенных навыков по работе с деревом. Без профессионализма в данной сфере не обойтись. За время работы я восстанавливал стулья, диваны, деревянные вешалки, лавки. Я готов браться за любое деревянное изделие.
 
 
Однажды я восстанавливал шкаф, которому порядка 170 лет. Это был не совсем обычный заказ на реставрацию, ведь шкаф имел достаточно преклонный возраст. Поэтому в процессе работы мне пришлось изучать литературу и встречаться со своими коллегами по ремеслу. Но чем больше я работал с этим предметом интерьера, тем больше мне хотелось узнать информации о нем. Внешний вид, стиль, состояние древесины, петли и запорное устройство говорили о том, что период создания шкафа относился ко второй половине ХIХ века. Это подтверждала и прочитанная мною литература. Финальным подтверждением, что шкаф был сделан в тот период, стали резные гвозди, которые преобладали на рынке в середине ХIХ века. Так простая реставрация, стала для меня еще и своеобразным экскурсом в историю. Кстати, работа над шкафом заняла почти два месяца.

«Обидно за страну»

Мне нравиться работать с деревом. Это мое хобби для души. Обидно только, что наша страна, вместо того, чтобы дать дорогу настоящим мастерам и умельцам, заполняет рынок китайским ширпотребом. Мне как-то на ярмарке целая делегация из России сказала: «Наконец-то мы увидели настоящего мастера-ремесленника, а то вся площадь заполнена китайским товаром». Действительно, сейчас на выставках и ярмарках очень много людей, которые подвидом ручного труда, перепродают китайские товары. Почему таким «мастерам» наши городские власти разрешают участвовать в больших общегородских мероприятиях? Не понятно.
 
 

Все фото: архив героя

Екатерина Бубен

Близкие Новости














Напиши комментарий и выиграй 2 пиццы!
Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости Минска




Каталог Минска


Назад