Когда в Минске появится наземное метро, и каким оно будет? Спросили у урбаниста

11734
Blizko.by взял интервью у эксперта по городской среде.

В Минске планируют построить наземное метро, которое станет альтернативой городскому трамваю. Такое заявление недавно сделал вице-премьер Анатолий Сивак. Планируется, что ветка «наземки» протянется и на «Северный Берег» — квартал, который застраивается арабскими инвесторами.  Разговоры о таком виде транспорта ведутся с 1998 года, однако в городе его нет до сих пор.
 
 
Как может выглядеть «наземка» в Минске? Насколько она дешевле метро? Когда все же ее построят? На вопросы для Blizko.by отвечает Андрей Возьянов, исследователь Минской урбанистической платформы.

— Андрей,  чем наземное метро отличается  от обычного?
 
— По поводу терминов «наземное метро», «легкое метро» и «легкорельсовый транспорт» (LRT, Light Rail Transport) нет консенсуса. Считается, что это промежуточные варианты между скоростным трамваем и традиционной «подземкой».  При этом в разных городах могут функционировать технически разные системы, а называться они будут одинаково. И наоборот, отдельные мэрии предпочтут «забрендить» скоростной трамвай как «метро».


 
Важнее названий — несколько критериев: тип и длина подвижного состава (поезда из нескольких вагонов либо длинные многосекционные вагоны), наличие контактной сети (у обычного метро ее нет — есть третий рельс) и эксплуатационная скорость (у легкого метро, к примеру, — от 24 км/час, у «тяжёлой» подземки - от 40 км/ч). Их важно знать, когда заявляется о новом проекте. 
 
— Насколько оно дешевле по сравнению с «подземкой»?
 
— Без входных данных, о которых я говорил, сложно сказать. Но в среднем строительство обособленной трамвайной линии (без эстакад) дешевле подземного метро в 10 раз.  Если делать, так, чтобы эта линия не пересекалась с остальными дорогами, выйдет дороже.  Но, тем не менее, дешевле, чем метро, — примерно в пять раз.


 
Кстати, в целом традиционное метро — затратный вид транспорта. Из российских метрополитенов близок к окупаемости лишь московский. Метро в Санкт-Петербурге не окупается и наполовину. Метро городов России, схожих по количеству населения с Минском, убыточно.
 
— А зачем его строили в Минске?
 
— Строительство метро — это крайний выбор, когда других доступных решений нет, но есть большие пассажиропотоки. И поэтому нам нужно [было, когда в Минске начинали строить метро в 1980-х., — прим. ред] такое вложение на десятилетие вперед. Впрочем, пока метро в Беларуси не вышло на максимум своей загрузки.  
 
— С точки зрения неудобств при строительстве — наземное метро лучше?
 
— К сожалению, анализа, который бы показывал издержки от строительства метро (в том числе финансовые) для горожан и бизнеса, у нас не проводят. Строительства «подземки», как правило, менее ощутимо для среды и людей.  Хотя, когда прокладывали третью линию, неудобства были значительные.  И все же стройка эстакад для «наземки» может выглядеть эпично — на несколько лет не станет улицы, где их возводят.


 
При этом, если говорить об обособленной трамвайной линии, то здесь все может быть не так страшно.  На многих улицах в Минске есть запас по ширине — он закладывался в генплане.  Поэтому из-за стройки легкого метро дорога, к примеру, станет меньше на одну-две полосы. Опять же — на время.
 
 — У наших соседей есть наземное метро? 
 
— Если его понимать как такое же, как подземное, но проложенное целиком на улице, — для стран-соседей это не очень типичное решение.  В основном там метро — подземное. А если и на земле — то по-другому называется. Исключение из этого — Бутовская линия в Москве.  Плюс — есть участки обычных линий метро, выходящие на поверхность. Например, в Киеве у двух из трех линий такие есть. 


 
При этом в Познани, Волгограде, Кривом Роге и снова-таки в Киеве (даже целых две) есть система скоростного трамвая. И везде рельсовое полотно дает высокую скорость и не пересекается с проезжей частью.
 
Кстати, пример из нашего Мозыря сюда подходит. Там 20 километров трамвай преодолевает меньше чем за час. Поэтому можно сказать, что он скоростной.
 
— Какой тип транспорта (LRT, наземное метро) на ваш взгляд, больше всего подошел бы, в частности, для планируемого квартала  «Северный Берег»? 
 
— Если представить, что там построят все, как задумано [более 6 млн. квадратных метров жилья с плотностью застройки до 14 тысяч квадратов на гектар, пределом плотности населения 448 человек на гектар, — прим. ред.], то такой пассажиропоток может потребовать и подземного метро. Особенно с учетом того, что застройщик обязан построить мизерное количество объектов социальной инфраструктуры (школ и детских садов). Житель будут вынуждены выезжать оттуда очень часто.  


 
Но есть и аргумент в пользу наземного метро — расстояние до центра города. Оно будет меньше, чем от других крайних станций метро. За 15 минут из «Северного Берега»  можно будет доехать и на скоростном трамвае, если сделать его без эстакад и одноуровневых пересечений с остальными дорогами. 
 
С учетом реалий, думаю, большинство экспертов посоветовали бы скоростной трамвай/LRT, с соответствующим подвижным составом — например, вагонами длиной от 50 метров. 
 
— Какой тип транспорта с большей долей вероятности могут выбрать городские власти для этого же маршрута?
 
— Сложно делать какой-то прогноз, не работая в госструктурах. По генплану Минск делает акцент на развитие электротранспорта. В частности, рельсового (уличного). Что конкретно это будет — неясно. Можно сказать, что это кот в мешке. В плане предусмотрены трамвайные линии. При этом озвучиваются дополнительные планы по строительству скоростного трамвая в аэропорт, в Сухарево. Но пока мы не видим реализации. 
 
— Есть мнение, когда наконец в Минске может появиться наземное метро? 
 
— Честно сказать — я не знаю. Прогнозировать в этом вопросе — неблагодарное дело. С учетом многократных переносов сдачи новых станций метро… Кажется, все будет появляться значительно позже, чем обещано. Во всяком случае, хотелось бы, чтобы в Минске не сокращался объем транспортного обслуживания, который есть сейчас.

 


Фото: из архива Андрея Возьянова; pixabay.com; РИА Новости; sb.by; ymtram.mashke.org; prometr.by

 

Дмитрий Боярович
Близкие Новости

Подписывайтесь и читайте нас в Telegram, Instagram и Facebook - будете в курсе последних новостей!













Напиши комментарий и выиграй 2 пиццы!
Чтобы оставить комментарий, войдите через любую социальную сеть или авторизуйтесь на сайте

Другие новости рубрики «Мой город»


Каталог Минска


Мой город