Мы встретились с Димой и поговорили о том, почему он, россиянин, так любит Минск и каждый день делает его лучше, зачем ему понадобилось создавать ресурс об улицах столицы. Разговор начался со сравнения двух столиц: Минска и Москвы.
«По комфорту и качеству жизни Минск выигрывает у Москвы с каждым годом все больше очков»
— В Минске, этом славном городе, я живу, считай, всю свою сознательную жизнь, потому что в 22 я был несознательным (улыбается). За это время успел многое посмотреть, изучить. Я, конечно, планирую двигаться дальше, туда, где тепло, но Минск как город для жизни мне очень нравится. В последние несколько лет он развивается стремительно и интересно. Москва, откуда я переехал сюда, развивается еще стремительнее, но если говорить о комфорте и качестве жизни, Минск выигрывает у нее с каждым годом все больше очков. Если говорить, например, о пробках, в Минске — это затор на 15 минут в районе площади Победы, москвичи же стоят в пробке по три часа. Разница огромная, согласись. Сейчас в Минске есть все возможности для жизни и досуга, что и в Москве.
Нередко Минск перенимает какие-то вещи у Москвы, но бывает и наоборот. Сперва в российской столице появились магазины на остановках, через как-то время они начали открываться и здесь. В Минске начали бороться с наружной рекламой давно, а в Москве только недавно. Москва сейчас становится зеленее Минска, хотелось бы, чтобы и у нас деревьев становилось больше. Не только в центре города, но и в спальных районах. Эти два города догоняют друг друга, перегоняют и перенимают друг у друга опыт.
— В каких районах Минска ты успел пожить?
— Сначала снимал квартиру на Кирова, прямо в одном из домов «Ворот города». Потом жил в частном доме в Боровлянах. После переехал в начало Дзержинского проспекта, где мне совершенно не понравилось — я не люблю пользоваться общественным транспортом. После этого переехал в Зеленый Луг. В последнее время живу в центре — арендую жилье в районе площади Якуба Коласа и Академии наук.
— Где жилось лучше и куда бы ты переехал сейчас, если пришлось бы?
— Я выбираю для жизни приятные мне районы.
Как-то гулял ночью по Партизанскому проспекту, мне не понравилось, поэтому жить там я бы не хотел. В Каменную Горку тоже ни за что не перееду — ненавижу муравейники.
Специально выбирал тихие районы, где не страшно отпустить на прогулку маму с маленьким ребенком, например. Нравился Зеленый Луг — тихий и спокойный район. Там есть несколько отличных школ, где я бегал и распугивал детей своим квадракоптером. Они ко мне бежали: «Дай мне поиграть!», «Давай поменяемся: я тебе велик, а ты мне — квадракоптер». Велик, кстати, был неплохой, но маленький (смеется).
Сейчас живу в центре, потому что отсюда близко до любой точки города. Те 50-70 долларов, на которые выше цена на квартиры в центре, я с легкостью компенсирую, тратя меньше бензина. Если бы я сегодня не торопился на интервью с тобой, или на трамвае проехал, или прогулялся бы пешком. Жить в центре — удобно. Если говорить не про центр Минска, я бы выбирал жизнь не в спальном районе, а за городом, в частном доме. Сейчас наблюдается какая-то порочная практика: цены на жилье в Минске снизились, а стоимость аренды домов в Подминсковье не упали. И если раньше эта разница составляла 200 долларов в месяц, то сейчас уже 300. Еще нужно добавить расход на коммуналку и траты на бензин — получается существенная разница… Вообще я мечтаю заработать миллион и построить дом в Дроздах (улыбается).
«Раньше мне нравилась вежливость минских автомобилистов. Увы, это уже развеянный миф. Говнюков становится все больше»
— В блоге ты часто пишешь про автомобили и про все, что связано с дорожным движение, борешься за правильную парковку. Как оцениваешь ситуацию на дорогах в Минске?
— Мне нравится, что здесь я редко попадаю в заторы. Благо, мне не нужно никуда ехать в часы пик. Раньше, когда я только приехал из Москвы, мне очень нравилась вежливость минских автомобилистов. Увы, это уже развеянный миф, говнюков на дороге становится все больше: тебя подрезают, пытаются учить и так далее. Все начало портиться лет шесть назад, люди стали вести себя намного хуже. И это касается не только автомобилистов. С качеством дорог в Минске в последние годы ситуация тоже куда печальнее, чем раньше. Хорошие белорусские дороги — еще один миф, который развеян.
— А с парковкой что?
— В социальных сетях есть несколько персонажей, которые очень любят показать, как криво паркуются приехавшие в Минск иностранцы. При этом они забывают сделать два шага назад и сфотографировать, как криво паркуются минчане, делая акцент на том, как ставят свои авто «понаехавшие». Я ничего нового не скажу: количество машин и домов в Минске растет, а парковочных мест катастрофически не хватает. Не хватает и информированности горожан. Не так давно на проспекте Победителей открылся торговый центр «Галерея Минск» с гигантской бесплатной парковкой. В конце января ее хотели сделать платной, но не сделали. Дворики на Немиге до сих пор забиты авто чуть ли не в два этажа, при этом парковка стоит полупустая, хотя до нее полторы минуты пешком. Почему так?..
— По привычке бросают авто во дворе…
— Но при этом его там могут поцарапать. У меня такое было несколько раз: кто-то не рассчитал вход в поворот и все — царапина. Почему не информируют людей о том, что рядом — бесплатная большая парковка? Напечатали бы небольшие листовки и клали бы под дворники машин, которые стоят в соседних дворах. Несколько дней — и часть людей, думаю, начнет парковаться у торгового центра, разгрузив дворы.
Некоторые отделы ГАИ Минска в последнее время начала бороться с неравнодушными минчанами, которые сообщают о случаях слишком кривой парковки: на детской площадке или на зеленой зоне. Они начали вызывать тех, кто прислал фото факта неправильной парковки, чтобы человек писал объяснительную. Получается, чтобы наказать автовладельца на одну базовую, нужно потратить минимум час. Зачем мне это? Я могу приезжать раз в две недели и подписывать кипу бумаг разом, но если я увидел на зеленой зоне во дворе говнюка, сфотографировал его, прислал в ГАИ, а мне говорят: приезжай на беседу… Я не поеду.
«Ты можешь за 30 секунд решить проблему своего двора. От этого я ловлю гражданский кайф»
— Ты переехал в Минск. Жил бы себе и жил, но ты занял активную социальную позицию. Пишешь в блоге и соцсетях, как сделать город лучше, удобнее, пользуешься сервисом 115.бел, сообщая о выкрученных в подъезде лампочках и разбитых тротуарах, с парковкой той же кривой борешься. 90% минчан этого не делает, хотя казалось бы… Зачем тебе все это?
— Я просто социально ответственный человек, который стремится сделать жизнь лучше там, где живет. Это не белорусский воздух так влияет, нет (улыбается). В Москве починить тротуар
возле дома или поменять лампочку в подъезде было сложнее, чем здесь. Была у меня история, как я менял лампочку через Администрацию президента России. Я писал в мэрию, в префектуру, никакой реакции не последовало. Тогда написал обращение на сайте Администрации, письмо упало сначала в мэрию, потом в префектуру, а затем попало в руки моим коммунальщикам. Когда они получают письмо из Администрации, лампочка меняется мгновенно (смеется). В Минске с этим полегче, за всю Беларусь не скажу.
А зачем мне это все?.. Знаешь, иногда говорят: кто-то сделал ерунду, а стыдно тебе. Вот я такой: кто-то сделает *ерню, а неловко мне, я стараюсь помогать. После моих обращений убрали много машин-брошенок, чистили лед у подъезда, чинили бордюры, убирали сухие деревья и строительный мусор, клали асфальт во дворах, чинили домофоны, ремонтировали скамейки... Мне это нравится: в электроном виде написание обращения занимает 30 секунд, но ты запускаешь огромную бюрократическую машину, которая начинает работать «на тебя». В этом и есть смысл государства. Ты не просто платишь налоги и при этом перешагиваешь год за годом лужу у подъезда, а можешь повлиять на то, что асфальт поменяют. Это совсем несложно, я от этого ловлю гражданский кайф.
— Как это работает? Глядишь, люди почитают и тоже начнут пользоваться сервисом для обращений, делая Минск лучше…
— Я пользуюсь в последнее время сайтом 115.бел. Можно писать прямо на сайте или скачать на телефон приложение — очень удобный и простой сервис. Регистрируешься и сообщаешь о проблеме, прикладываешь фотографии, указываешь место на карте. Я описываю проблему буквально двумя словами: «сломана скамейка», «разбит бордюр», не нужно писать длинные письма, это лишнее. Когда задача завершена, присылают отчет о проделанной работе. Коммунальщики работают неплохо.
«Не хочу никого обидеть, но многим людям не интересно, на улице имени кого они живут. Я не могу этого понять»
— Еще одно полезное дело ты сделал для минчан: создал сайт Vulica.by, рассказав нам о тех людях, чьими именами названы улицы. Как возникла идея этого проекта?
— Все очень просто. Говорили мне, например: «Встретимся на Скорины». Или на Мирошниченко, на Берута и так далее. Пока ждал человека или ехал на встречу, гуглил, чтобы узнать, в чью честь названа улица — интересно же, я очень любопытный человек. Не хочу никого обидеть, но многим людям не интересно и неважно, на улице имени кого они живут. Я не могу этого понять. Когда изучал биографии, понял, что Мирошниченко или условных Ивановых было много, хотелось знать, в честь кого конкретно и за какие заслуги названа улица. Искать биографии каждого исторического деятеля — долго и не всегда удобно, хотелось собрать все это на одной площадке. Я понимал: раз это интересно мне, значит, будет любопытно и другим. Поэтому и создал этот проект в 2013 году.
— Проект масштабный, информации пришлось перелопатить много. Где ты ее искал и были ли у тебя помощники?
— Самое интересное, что во время поиска информации мне почти никогда не помогали в исполкомах. Они отвечали, что все архивы с обоснованием названий улиц были в Советском союзе и у нас «ничего не осталось», все в Москве. Я надеялся, что меня пустят в архив и я быстро соберу всю информацию, но не тут то было… Пришлось брать в помощники нескольких студентов, искать информацию в интернете и книгах. Мы совместными усилиями написали про 340 человек, фамилиями которых названы минские улицы. Сайт я сделал сам в автобусе по пути из Вильнюса в Ригу. Чуть больше месяца у меня ушло на его наполнение.
— Какой была посещаемость ресурса сразу после его анонсирования и какая она сейчас?
— За первые две недели после начала работы сайта на него пришло 45-50 тысяч человек, о проекте написало огромное количество людей и СМИ. Я доволен количеством просмотров. Сейчас в день приходит по 100 человек, это тоже неплохо. За рекламу и продвижение ресурса не заплатил ни рубля. Знатоков минских улиц оказалось не так и мало: они сообщали мне о неточностях, которые нашли, я вносил корректировки. Мне упало порядка 150 писем от читателей, это много.
— В конце беседы классический вопрос о ближайших планах.
— В Минске появилось несколько новых улиц, нужно добавить их на карту. Хочу сделать проект Vulica.by республиканским, следующим городом для изучения выбрал Витебск. Если этот текст читают люди, которым интересна эта тема, я не отказался бы от волонтерской помощи в сборе информации о людях, в чью честь названы улицы в других городах Беларуси. Давайте сотрудничать! Идей, связанных с улучшением городской среды у меня масса, если бы удалось найти партнера, который вложился бы в их реализацию финансово, я был бы счастлив.
Ася Поплавская
Рекомендуем вам:
- life:) «удваивает» трафик своим абонентам и предлагает снизить абонплату до 15%
- МТС предлагает смартфоны всего за 1 рубль – как такое возможно?
А в остальном - каждый ориентируется на свои запросы. Кому-то нравится суета и шум прокуренных центральных улиц, а кому-то пение жаворонков и соловьев, простор и вольный ветер.
Обращаясь к жителям КГ, хочу сказать, чтобы не хаяли ни место (по большому счету - свой дом), где живете, ни свои дворы, ни детские площадки. Еще Карнеги сказал, что "если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней". Для этого нужно немногое - почаще замечайте чудесные закаты и восходы у нас в КГ, выходите к церкви на Лидской и покажите своим детям дубы, клены и березы, которые еще сохранились там изначально, расскажите детям о природе, о цветущей мать-и-мачехе, обратите внимание на трепещущего в вышине жаворонка, на первую пробивающуюся листву. Для этого не требуется больших затрат - почаще выходите со своего двора и посмотрите вокруг, оторвите взгляд от телефонов и гляньте в небо.
Еще наша с вами задача - не быть равнодушными, выходить на контакт с чиновниками и напоминать, что они обещали нам в строящемся парке не только аттракционы, а и сосновые, еловые, березовые, липовые, сиреневые аллеи. Ау, работники Мингорисполкома и администрации района, держите слово!
Дмитрий, молодец, что не подходите равнодушно к городским проблемам, берете на себя инициативу об их устранении. За это вам моя благодарность, побольше бы было таких!
Но меня, как жительницу микрорайона КГ немного обижает отрицательная его оценка. Поверьте, в каждом районе нашего города можно найти что-то хорошее и нашей КГ можно придать свою неповторимость, тому же Минскзеленстрою не шаблонно подходить, а проявить фантазию и разработать нестандартный проект будущего парка, сохранив все плюсы рельефа, за что жители скажут спасибо.
выбираю места, где могу поставить машину около подъезда (да, такие в центре города есть).
Вопросы? Че ж ты сам на парковку не ставишь, прогуляешься, по фотке вижу спортзал обходишь стороной, а все ближе к крыльцу наровишь???