Приживется ли финский опыт у нас? Белорусский учитель о выступлении Кари Лоухивуори

1608
Мастер-класс финского учителя Кари Лоухивуори прошел 18 января в концертном зале «Минск» и продолжался около двух часов.

 
Педагог рассказывал об истории и современном состоянии финского образования, показывал графики, презентации и ролики о том, в каких условиях и по каким правилам учатся финские дети в местных школах. 
 
Некоторые высказывания Кари Лоухивуори вызывали бурю аплодисментов, другие – хохот в зале. Мы попросили молодого белорусского учителя прокомментировать 15 идей, которые вызвали самую яркую реакцию у аудитории.
 
Марк Перевалов – учитель математики и классный руководитель ГУО «Буцевичский УПК детский сад – средняя школа». Педагогический стаж – 2 года.
 
Я благодарю Кари Лоухивуори за выделенное время для обмена опытом в сфере образования. Его выступление затронуло много интересных тем. Выступление Кари Лоухивуори – это лестница идей, которые нужно использовать в нашей системе образования, а не воспринимать как экскурсию в Финляндию. Я считаю, что каждый педагог может вносить изменения в образовательное пространство, не выходя из кабинета своей школы. 
 
1. Главные секреты финского образования: короткий школьный день, много игр, мало домашних заданий, длинные каникулы. И это – не шутка!
 
Наше государство не готово к таким переменам. У нас много маленьких школ, где дети не знают, чем им заняться вне учебное время. Если будут отсутствовать домашние задания, то нас ожидает полное погружение в компьютерную среду. Можно, конечно, начать апробацию с больших городов. Но появится востребованность в новых специалистах, которые будут заниматься воспитанием детей в свободное от учебы время. Зная практику нашего министерства образования, эти обязанности перенаправят на учителей.
 
2. Одно из основных достижений школьной реформы в Финляндии – конец школьным инспекторам. Инспекция  это театр. Все надевают костюмы, улыбаются инспектору. Детей запугивают – если сделаешь что-то не так во время проверки, потом получишь! А когда проверка заканчивается, все выдыхают: наконец-то вернется нормальная жизнь!
 
Отсутствие инспекторов – это одна из главных реформ для нашего образования и нашей экономики. Лучшими критиками является сам учитель, педагогический коллектив, дети и родители. Инспектора – «раздражители нервной системы» не только учителя или администрации, но и всей школы в целом. Ведь, учителю нужно предоставлять возможность для реализации своих накопленных идей и для нахождения в постоянном исследовании своей учебной деятельности.
 
3. В Финляндии полностью бесплатное образование. На всю страну существует только одна частная школа. Все остальные – государственные и все они одинаковые. Для учеников все бесплатно, включая питание. Но мы не тратим деньги на то, что не нужно.
 
Я до конца так и не понял, что Кари имел ввиду о бесплатном образовании. С одной стороны, в Беларуси тоже бесплатное образование, а с другой стороны – получение второго высшего образования или переподготовка по какой-либо специализации является платной возможностью. Хочешь больше знать – извольте, заплатить.
 
4. Полное доверие учителям. В Финляндии вообще все построено на доверии. Правительство доверяет муниципалитетам, муниципалитеты директорам школ, директоры – учителям, учителя – ученикам. А родители полностью доверяют школе.
 
Меня затронула система самооценки школы – проведение анкетирования среди учителей, учеников и их родителей, чтобы залечивать слабые места школьного образования. Школа работает на себя, не гонясь за цифрами, не превращая обучение в олимпийские игры. В Беларуси относительное доверие. Доверяй, но проверяй.
 
На лекции Кари Лоухивуори не было свободных мест
 
5. Профессия учителя престижна. Учителя очень хорошо зарабатывают и являются уважаемыми людьми. Но и уровень у них должен быть соответствующий. Каждый учитель должен пройти обучение в магистратуре.
 
Мне кажется, неправильно престиж учителя приравнивать к магистратуре. Учитель, не имея магистерских знаний, может преподнести материал лучше магистра. Обязательный критерий – наличие магистерской системы  ставит под сомнение качество университетской подготовки. Заработная плата должна зависеть от наших «skills».
 
6. В Финляндии нет тестов и экзаменов. Вернее, есть, но только один – при окончании средней школы. Ведь учитель лучше знает, на что способен каждый его ученик! Что же касается школ и учителей – у нас нет необходимости доказывать, что наша школа лучше, чем соседняя. Лишь изредка по всей Финляндии проводятся выборочное исследование, чтобы убедится, что все школы находятся на одном уровне.
 
Большой плюс – отсутствие тестов и экзаменов. Я считаю, в нашем государстве, должен остаться единственный экзамен – ЦТ для абитуриентов. Может быть, в двух формах – ЦТ для выпускников 9 классов и ЦТ для выпускников 11 классов.
 
7. Мы не сравниваем учеников друг с другом. Это делать категорически нельзя, ведь все дети разные! Ученик должен оценивать свое развитие, а не ориентироваться на навыки других. Надо показывать ребенку, какого прогресса достиг он.
 
Самый сложный этап в обучении – достижения равенства среди учащихся. В этом направлении должна проводиться постоянная работа не только учителя с учащимися, но и специалистов. Так как неравенство преобладает в общении среди учащихся. Я согласен с Кари, что оценочная система не является важным компонентом обучения.
Каждый педагог знает все минусы и плюсы своего обучающегося и готов помочь в устранении этих белых пятен в учебном процессе.
Главное, чтобы присутствовала обратная связь. Корнем всей проблемы – является оценочная система.
 
8. Оценки в финской школе есть, но они не очень важны. В Финляндии десятибалльная система, но, как правило, нижний балл, который ставится – 4. Если ты получил «четыре» – это фиаско, курс надо повторить. А «восьмерка»  очень хорошая оценка.
Но оценка значит не так уж много – для ученика гораздо важнее получить вербальную обратную связь.
Особенно в начальной школе. Как правило, учитель собирает учеников и родителей несколько раз в год, и они обсуждают учебу. Причем все происходит очень позитивно – упор делается на достижения учеников. И еще один важный момент: учитель всегда точно объясняет, чего он хочет от ученика.
 
На мой взгляд, отметочная система должна отсутствовать, а обучение сконцентрироваться на самом ученике – быть индивидуализированным, что является трудно достижимым в больших классах. Учитель и обучающийся должны слиться в одно целое, чтобы постоянно находится в поиске новых знаний.
 
9. Школьная форма в Финляндии – это худи и джинсы. Учителя тоже ходят в толстовках или худи и джинсах. Все очень неофициально. Да, когда дети подрастают, они начинают смотреть на «фирму», у кого джинсы дороже, у кого дешевле. Но это не такая уж большая проблема, которая ни на что не влияет. В принципе, у нас все очень демократично.
Учителей называют только по имени.
Меня могли называть или Кари или «Рекси» («Дирик»). И когда мне ученик говорил: «Привет, Рекси!», меня это не унижало. Но давало почувствовать, что я не полицейский и не надзиратель, а обычный человек.
 
Мне нравится финский подход к школьной форме. Человек должен оставаться свободным в выборе школьной одежды. Однако, школьный стиль не обязан превращаться в выставки индустрии моды. 
 
10. Школа будущего – это не роботы и супер-технологии. Я всегда верил в человеческий контакт и доброжелательные взаимоотношения между учителем и учениками. Мне кажется, что новая школа – это выход из классов и новые возможности. Сегодня даже школа из самой глубокой глуши благодаря интернету может иметь доступ к лучшим преподавателям мира, может получить любого специалиста. Все ваши ограничения – это воображение.
 
К сожалению, мы находимся на пути к робототехнике. Постепенно роботы заполнят нашу жизнь. Но все в руках – педагога наших школ. Учитель поможет сформировать у ребенка человеческое мировоззрение в эпоху изменяющихся порядков.
 
11. Учитель – это эксперт. В Финляндии нет реформ, которые навязываются сверху. Все изменения и нововведения обсуждаются с учителями. И учителя могут выбирать ту методику, которую считают нужной. В этом отношении у нас – полная автономия.
 
Хочется, чтобы и у нас так было. Сейчас же о каждом своем действии учитель должен докладывать руководству. Если методика не отработала четверть, то ее закрывают. Это неправильно. Первые результаты нужно оценивать после года апробации, а не после того, как кому-то что-то не понравилось.
 
12. Что должны делать родители? Ничего сверхъестественного. Кушайте вместе с детьми. Общайтесь с детьми. Читайте вместе с ними. Ходите вместе в театр или кино. Объясняйте непонятное. Целуйте и обнимайте детей. Устанавливайте правила безопасности. И будьте для них взрослым, а не другом.
 
Совершенно согласен. Этому минимуму нужно специально учить молодых мам и пап. Можно и на родительских собраниях, не превращая их в  постоянную беседу о вредных привычках.
 
13. Помощь ребенку в процессе обучения экономит средства для общества. Если ребенка исключают из школы, не обращают на него внимания – он, в перспективе, станет безработным, наркоманом, сядет в тюрьму… Не говоря уже о трагедии в семье. Это будет стоить очень дорого для общества. Поэтому надо оказывать полноценную поддержку детям в обучении и разбираться в сути проблем, которые не дают ему нормально учиться.
 
Полностью согласен. У нас исключение учеников из школы крайне редкий, практически невозможный случай. Здесь мы уже Финляндия. Что касается психологической помощи и поддержки учеников, то, несмотря на огромное количество в нашей стране психологов по диплому, помощь и поддержка ребенка в процессе обучения организована крайне недостаточно. Штатных школьных психологов и социальных педагогов не хватает на все те проблемы, с которыми сталкиваются дети и родители, семья и, конечно же, сами педагоги. 
 
14. Каких граждан должна воспитывать финская школа? Уверенных и ориентированных на будущее; владеющих многими языками; имеющих критические и аналитические способности; интерактивных и способных взаимодействовать; способных оценить других и умеющих быть благодарными; экспертов по многим вопросам и способных обучаться на протяжении всей жизни; активных и инновационных; преданных сообществу; креативных и способных использовать свой потенциал. Не так уж и много…
 
и оставаться Человеком.
 
15. У ребенка должно быть детство. Он должен играть и общаться со сверстниками. Даже то, что мы считаем «бездарно тратить время ни на что»  для него тоже очень важно!
 
Мне кажется, нужно помнить, что школа – это только часть детства, которое мы, как учителя, способны сохранить.
 
Мастер-класс организовала компания «А100 Девелопмент» в рамках подготовки и строительства школы в Новой Боровой.
 
Полное видео со встречи пердагогов и Кари Лоухивуори смотрите здесь.
 
 
 







Дорогие читатели и случайные посетители blizko.by!

В связи с новым постановлением Совмина «Положение о порядке предварительной идентификации пользователей интернет-ресурса, сетевого издания» мы временно отключили возможность комментирования. Нам понадобится некоторое время, чтобы сделать общение на нашем сайте максимально комфортным для вас.

Не беспокойтесь, очень скоро все будет готово!
Другие новости микрорайона Восток




Каталог микрорайона Восток


Восток