Приживется ли финский опыт у нас? Белорусский учитель о выступлении Кари Лоухивуори

1395
Мастер-класс финского учителя Кари Лоухивуори прошел 18 января в концертном зале «Минск» и продолжался около двух часов.

 
Педагог рассказывал об истории и современном состоянии финского образования, показывал графики, презентации и ролики о том, в каких условиях и по каким правилам учатся финские дети в местных школах. 
 
Некоторые высказывания Кари Лоухивуори вызывали бурю аплодисментов, другие – хохот в зале. Мы попросили молодого белорусского учителя прокомментировать 15 идей, которые вызвали самую яркую реакцию у аудитории.
 
Марк Перевалов – учитель математики и классный руководитель ГУО «Буцевичский УПК детский сад – средняя школа». Педагогический стаж – 2 года.
 
Я благодарю Кари Лоухивуори за выделенное время для обмена опытом в сфере образования. Его выступление затронуло много интересных тем. Выступление Кари Лоухивуори – это лестница идей, которые нужно использовать в нашей системе образования, а не воспринимать как экскурсию в Финляндию. Я считаю, что каждый педагог может вносить изменения в образовательное пространство, не выходя из кабинета своей школы. 
 
1. Главные секреты финского образования: короткий школьный день, много игр, мало домашних заданий, длинные каникулы. И это – не шутка!
 
Наше государство не готово к таким переменам. У нас много маленьких школ, где дети не знают, чем им заняться вне учебное время. Если будут отсутствовать домашние задания, то нас ожидает полное погружение в компьютерную среду. Можно, конечно, начать апробацию с больших городов. Но появится востребованность в новых специалистах, которые будут заниматься воспитанием детей в свободное от учебы время. Зная практику нашего министерства образования, эти обязанности перенаправят на учителей.
 
2. Одно из основных достижений школьной реформы в Финляндии – конец школьным инспекторам. Инспекция  это театр. Все надевают костюмы, улыбаются инспектору. Детей запугивают – если сделаешь что-то не так во время проверки, потом получишь! А когда проверка заканчивается, все выдыхают: наконец-то вернется нормальная жизнь!
 
Отсутствие инспекторов – это одна из главных реформ для нашего образования и нашей экономики. Лучшими критиками является сам учитель, педагогический коллектив, дети и родители. Инспектора – «раздражители нервной системы» не только учителя или администрации, но и всей школы в целом. Ведь, учителю нужно предоставлять возможность для реализации своих накопленных идей и для нахождения в постоянном исследовании своей учебной деятельности.
 
3. В Финляндии полностью бесплатное образование. На всю страну существует только одна частная школа. Все остальные – государственные и все они одинаковые. Для учеников все бесплатно, включая питание. Но мы не тратим деньги на то, что не нужно.
 
Я до конца так и не понял, что Кари имел ввиду о бесплатном образовании. С одной стороны, в Беларуси тоже бесплатное образование, а с другой стороны – получение второго высшего образования или переподготовка по какой-либо специализации является платной возможностью. Хочешь больше знать – извольте, заплатить.
 
4. Полное доверие учителям. В Финляндии вообще все построено на доверии. Правительство доверяет муниципалитетам, муниципалитеты директорам школ, директоры – учителям, учителя – ученикам. А родители полностью доверяют школе.
 
Меня затронула система самооценки школы – проведение анкетирования среди учителей, учеников и их родителей, чтобы залечивать слабые места школьного образования. Школа работает на себя, не гонясь за цифрами, не превращая обучение в олимпийские игры. В Беларуси относительное доверие. Доверяй, но проверяй.
 
На лекции Кари Лоухивуори не было свободных мест
 
5. Профессия учителя престижна. Учителя очень хорошо зарабатывают и являются уважаемыми людьми. Но и уровень у них должен быть соответствующий. Каждый учитель должен пройти обучение в магистратуре.
 
Мне кажется, неправильно престиж учителя приравнивать к магистратуре. Учитель, не имея магистерских знаний, может преподнести материал лучше магистра. Обязательный критерий – наличие магистерской системы  ставит под сомнение качество университетской подготовки. Заработная плата должна зависеть от наших «skills».
 
6. В Финляндии нет тестов и экзаменов. Вернее, есть, но только один – при окончании средней школы. Ведь учитель лучше знает, на что способен каждый его ученик! Что же касается школ и учителей – у нас нет необходимости доказывать, что наша школа лучше, чем соседняя. Лишь изредка по всей Финляндии проводятся выборочное исследование, чтобы убедится, что все школы находятся на одном уровне.
 
Большой плюс – отсутствие тестов и экзаменов. Я считаю, в нашем государстве, должен остаться единственный экзамен – ЦТ для абитуриентов. Может быть, в двух формах – ЦТ для выпускников 9 классов и ЦТ для выпускников 11 классов.
 
7. Мы не сравниваем учеников друг с другом. Это делать категорически нельзя, ведь все дети разные! Ученик должен оценивать свое развитие, а не ориентироваться на навыки других. Надо показывать ребенку, какого прогресса достиг он.
 
Самый сложный этап в обучении – достижения равенства среди учащихся. В этом направлении должна проводиться постоянная работа не только учителя с учащимися, но и специалистов. Так как неравенство преобладает в общении среди учащихся. Я согласен с Кари, что оценочная система не является важным компонентом обучения.
Каждый педагог знает все минусы и плюсы своего обучающегося и готов помочь в устранении этих белых пятен в учебном процессе.
Главное, чтобы присутствовала обратная связь. Корнем всей проблемы – является оценочная система.
 
8. Оценки в финской школе есть, но они не очень важны. В Финляндии десятибалльная система, но, как правило, нижний балл, который ставится – 4. Если ты получил «четыре» – это фиаско, курс надо повторить. А «восьмерка»  очень хорошая оценка.
Но оценка значит не так уж много – для ученика гораздо важнее получить вербальную обратную связь.
Особенно в начальной школе. Как правило, учитель собирает учеников и родителей несколько раз в год, и они обсуждают учебу. Причем все происходит очень позитивно – упор делается на достижения учеников. И еще один важный момент: учитель всегда точно объясняет, чего он хочет от ученика.
 
На мой взгляд, отметочная система должна отсутствовать, а обучение сконцентрироваться на самом ученике – быть индивидуализированным, что является трудно достижимым в больших классах. Учитель и обучающийся должны слиться в одно целое, чтобы постоянно находится в поиске новых знаний.
 
9. Школьная форма в Финляндии – это худи и джинсы. Учителя тоже ходят в толстовках или худи и джинсах. Все очень неофициально. Да, когда дети подрастают, они начинают смотреть на «фирму», у кого джинсы дороже, у кого дешевле. Но это не такая уж большая проблема, которая ни на что не влияет. В принципе, у нас все очень демократично.
Учителей называют только по имени.
Меня могли называть или Кари или «Рекси» («Дирик»). И когда мне ученик говорил: «Привет, Рекси!», меня это не унижало. Но давало почувствовать, что я не полицейский и не надзиратель, а обычный человек.
 
Мне нравится финский подход к школьной форме. Человек должен оставаться свободным в выборе школьной одежды. Однако, школьный стиль не обязан превращаться в выставки индустрии моды. 
 
10. Школа будущего – это не роботы и супер-технологии. Я всегда верил в человеческий контакт и доброжелательные взаимоотношения между учителем и учениками. Мне кажется, что новая школа – это выход из классов и новые возможности. Сегодня даже школа из самой глубокой глуши благодаря интернету может иметь доступ к лучшим преподавателям мира, может получить любого специалиста. Все ваши ограничения – это воображение.
 
К сожалению, мы находимся на пути к робототехнике. Постепенно роботы заполнят нашу жизнь. Но все в руках – педагога наших школ. Учитель поможет сформировать у ребенка человеческое мировоззрение в эпоху изменяющихся порядков.
 
11. Учитель – это эксперт. В Финляндии нет реформ, которые навязываются сверху. Все изменения и нововведения обсуждаются с учителями. И учителя могут выбирать ту методику, которую считают нужной. В этом отношении у нас – полная автономия.
 
Хочется, чтобы и у нас так было. Сейчас же о каждом своем действии учитель должен докладывать руководству. Если методика не отработала четверть, то ее закрывают. Это неправильно. Первые результаты нужно оценивать после года апробации, а не после того, как кому-то что-то не понравилось.
 
12. Что должны делать родители? Ничего сверхъестественного. Кушайте вместе с детьми. Общайтесь с детьми. Читайте вместе с ними. Ходите вместе в театр или кино. Объясняйте непонятное. Целуйте и обнимайте детей. Устанавливайте правила безопасности. И будьте для них взрослым, а не другом.
 
Совершенно согласен. Этому минимуму нужно специально учить молодых мам и пап. Можно и на родительских собраниях, не превращая их в  постоянную беседу о вредных привычках.
 
13. Помощь ребенку в процессе обучения экономит средства для общества. Если ребенка исключают из школы, не обращают на него внимания – он, в перспективе, станет безработным, наркоманом, сядет в тюрьму… Не говоря уже о трагедии в семье. Это будет стоить очень дорого для общества. Поэтому надо оказывать полноценную поддержку детям в обучении и разбираться в сути проблем, которые не дают ему нормально учиться.
 
Полностью согласен. У нас исключение учеников из школы крайне редкий, практически невозможный случай. Здесь мы уже Финляндия. Что касается психологической помощи и поддержки учеников, то, несмотря на огромное количество в нашей стране психологов по диплому, помощь и поддержка ребенка в процессе обучения организована крайне недостаточно. Штатных школьных психологов и социальных педагогов не хватает на все те проблемы, с которыми сталкиваются дети и родители, семья и, конечно же, сами педагоги. 
 
14. Каких граждан должна воспитывать финская школа? Уверенных и ориентированных на будущее; владеющих многими языками; имеющих критические и аналитические способности; интерактивных и способных взаимодействовать; способных оценить других и умеющих быть благодарными; экспертов по многим вопросам и способных обучаться на протяжении всей жизни; активных и инновационных; преданных сообществу; креативных и способных использовать свой потенциал. Не так уж и много…
 
и оставаться Человеком.
 
15. У ребенка должно быть детство. Он должен играть и общаться со сверстниками. Даже то, что мы считаем «бездарно тратить время ни на что»  для него тоже очень важно!
 
Мне кажется, нужно помнить, что школа – это только часть детства, которое мы, как учителя, способны сохранить.
 
Мастер-класс организовала компания «А100 Девелопмент» в рамках подготовки и строительства школы в Новой Боровой.
 
Полное видео со встречи пердагогов и Кари Лоухивуори смотрите здесь.
 
 
 


Ваше мнение:
Войдите через любую социальную сеть или создайте аккаунт на сайте и вам больше не придется ждать модерацию
- Ваше Имя
Добавить изображение    Правила комментирования



Вы можете загрузить изображения до 10Mb в формате *.jpg, *.png, *.gif

Другие новости Уручья
Дополнительные полосы движения появились на развязке МКАД с улицей Купревича
01.11.18 / 15:00 1369
Капитальный ремонт с модернизацией этого участка дороги проводился с мая по октябрь. До этого в пиковое время здесь возникали заторы при выезде с ул. Купревича на МКАД.
ФОК «Уручье» приглашает всех желающих принять участие в любительских турнирах по футболу
25.10.18 / 10:20 1710
С ноября на площадке для мини-футбола, расположенной на территории ФОКа «Уручье», будут проходить матчи любительского турнира памяти футбольного тренера Эдуарда Зарембо.




Каталог Уручья


Уручье